На главную | Новости сайта | Познакомимся! | Статьи | Фотогалерея | Обмен опытом | Библиография | Ссылки | Гостевая книга
Наверное не ошибусь, если скажу, что каждый астроном-любитель мечтает иметь телескоп и обычно рано или поздно достигает этой цели. Причем многие любители, не имея возможности или не желая приобретать готовый инструмент, строят его собственными руками. Самодельный телескоп приносит большое удовлетворение его владельцу, является предметом его гордости. В процессе строительства приобретаются дополнительные знания и навыки в оптике, механике, основах наблюдательной астрономии. К тому же инструмент, сделанный собственноручно, обходится, как правило, значительно дешевле заводского.
Большинство любителей строят сравнительно простые рефлекторы системы Ньютона.Основу такого телескопа составляет параболическое или сферическое зеркало ( поз. 1), являющееся объективом. Сходящийся конус отраженных лучей направляется вбок вторичным зеркальцем (поз. 2), которое называется диагональным, и затем изображение светила рассматривается в окуляр (поз. 3). В целом принцип работы рефлектора Ньютона понятен из приводимой схемы. Построить такой телескоп значительно проще, чем, например, "серьезный" рефрактор, так как, во-первых, можно изготовить оптику самостоятельно (см. статью "Как самому изготовить главное зеркало для небольшого рефлектора системы Ньютона"), во вторых, при покупке оптики, комплект зеркал будет стоить дешевле ахроматического линзового объектива, да и купить его легче.
Исходя из этих соображений, я решил приобрести через журнал "Звездочет" комплект зеркал для строительства своего первого телескопа.
Полученный мной по почте комплект "мицаровской" оптики состоял из главного зеркала диаметром 110 мм, фокусным расстоянием 806 мм и диагонального эллиптического с малой осью 26 мм. Поначалу меня поразили маленькие размеры диагонального зеркала, но проверка показала, что оно обеспечит невиньетированное поле зрения примерно в 1 10' при выносе фокуса за пределы трубы моего телескопа на 50 мм. Этого вполне достаточно для визуальных наблюдений.
Параметры приобретенной оптики определили конструкцию и характеристики будущего телескопа – "ньютоновского" рефлектора на простой экваториальной монтировке немецкого типа. При этом я остановился на конструкции монтировки с узлом осей на основе водопроводного тройника. Это техническое решение подробно рассматривается в обоих изданиях замечательной книги Л.Л.Сикорука "Телескопы для любителей астрономии".
Трубу я первоначально планировал сделать бумажно-клеевую, однако при поисках "болванки" мне удалось найти отрезок дюралюминиевой трубы подходящего диаметра. Из нее была изготовлена труба телескопа длиной 900 мм, внутренним диаметром 140 мм и толщиной стенки 4 мм. Изнутри она окрашена черной матовой краской, а снаружи белой синтетической эмалью.
Оправа главного зеркала состоит из двух стальных пластин толщиной 10 мм. На верхней, имеющей форму диска, располагается зеркало, опирающееся на три кружка из фетра и удерживаемое тремя лапками из меди. На нижней пластине, имеющей форму трехлучевой "звезды" находятся юстировочные и стопорные винты, а также три шпильки М6, при помощи которых оправа устанавливается в трубе и фиксируется тремя гайками- барашками.
Оправа диагонального зеркала представляет собой цилиндр диаметром немного больше малой оси зеркала. Он выточен из дерева твердой породы, срезан под углом 45° и снабжен тремя лапками, которые удерживают зеркальце. Цилиндр накручивается по резьбе на стойку из латунного прутка диаметром 6 мм, имеющую форму буквы "Г" и стопорится гайкой-барашком. Стойка установлена в трубе телескопа под углом 90 к оси окулярного узла (см. чертеж №1). После некоторых размышлений я пришел к выводу, что такое расположение диагонального зеркала дает большее число степеней свободы при юстировке и позволяет применить более простую конструкцию стойки и оправы. "Боковое" расположение стойки с диагональным зеркалом предлагал в свое время Д.Д.Максутов (М.С.Навашин, "Телескоп астронома-любителя", М. 1962г., стр.312, рис.89)
Окулярный узел первоначально был применен упрощенной конструкции, подвижная трубка работала "на трении", в последствии был изготовлен резьбовой. Посадочный диаметр для окуляров - стандартный, 1,25".
В телескопе мною используются три окуляра с фокусными расстояниями 10, 15 и 25 мм, а также 3-х-кратная линза Барлоу. При этом обеспечивается ряд увеличений от 32 крат до 240 крат. Первые два окуляра – от нивелира и зрительной трубы "Турист 4".Симметричный 25 мм окуляр и линза Барлоу были приобретены через журнал "Звездочет". Для окуляров 10 и 15 мм изготовлены стандартные посадочные втулки.
Телескоп снабжен искателем 8х40, сконструированным на основе объектива от старого нивелира.
Крепление оправы главного зеркала сделано быстросъемным. Шпильки, расположенные на концах опорной пластины, вдвигаются в "Г" – образные прорези в нижнем конце трубы, оправа поворачивается по часовой стрелке и фиксируется в таком положении гайками-барашками. Все крепежные детали: винты, шпильки, гайки применены из нержавеющей стали, бронзы или хромированные. По возможности используются гайки-барашки, позволяющие обходиться при сборке без инструмента.
Установка телескопа первоначально была выполнена в "классическом" варианте: на стойке с тремя "лапами", с регулирующимися на высоте опорами на их концах. Диаметр стойки 60 мм, высота около 800 мм. Для узла осей мной был применен чугунный тройник диаметром 1,25 дюйма (32 мм). Диаметры осей составили: полярной 42 мм, оси склонений 30 мм (см. чертеж №2).
Телескоп снабжен простыми механизмами тонких движений по обеим осям. Узел крепления корпуса полярной оси к стойке выполнен регулирующимся.
Испытания телескопа показали верность выбранных технических решений, работоспособность всей конструкции. Телескоп легко юстируется, и оптические детали надежно сохраняют свое положение при различных поворотах трубы. Работа механики отличается плавностью и отсутствием вибраций. Среди недостатков – значительный вес и габариты неразборной стойки. В качестве более "мобильного" варианта я собрал деревянную треногу, которая легко помещается в багажнике легкового автомобиля. Конструкция треноги, заимствованная из книги Ж.Тексеро "Как построить телескоп", оказалась на редкость удачной. Она устойчива, удобна и значительно легче металлической стойки.
Немного о дальнейших планах.
Это, конечно, продолжение испытаний телескопа, внесение в конструкцию некоторых усовершенствований, проведение наблюдений. Затем надеюсь приступить к постройке более крупного инструмента, причем оптику на этот раз планирую изготовить самостоятельно.
Сочи, октябрь 2002 г.
Спецификация к чертежу №2. | ||
---|---|---|
|
|
На главную | Новости сайта | Познакомимся! | Статьи | Фотогалерея | Обмен опытом | Библиография | Ссылки | Гостевая книга