На главную | Новости сайта | Познакомимся! | Статьи | Фотогалерея | Обмен опытом | Библиография | Ссылки | Гостевая книга
Полировка ведется на смоляном полировальнике при помощи водной суспензии полирита. Состав этого порошка - смесь окислов редкоземельных элементов, с преобладанием окиси церия. Полирит может обладать слабой радиоактивностью, поэтому следует соблюдать определенную осторожность при работе с ним, не допускать попадания его внутрь, тщательно мыть руки после работы и убирать рабочее место.
Важная роль отводится полировочной смоле. Ее можно приготовить самому из обыкновенного битума, который применяется в строительстве, и канифоли. Свойства смолы в значительной степени зависят от температуры, поэтому желательно выбрать для этой работы помещение с относительно стабильным "климатом". Приведу следующую таблицу.
Канифоль, % | Битум, % | Рабочая температура, град.С |
70 | 30 | 30 ... 35 |
60 | 40 | 25 ... 30 |
50 | 50 | 20 ... 25 |
38 | 62 | 18 ... 22 |
15 | 85 | 15 ... 20 |
Необходимо заметить, что эти значения являются ориентировочными, так как мы, вероятно, не будем знать марки битума, которым воспользуемся. Я, например, сварил смолу из равных массовых частей битума и канифоли, и она наилучшим образом работала в диапазоне температур от 19 до 23 градусов. Поэтому следует воспользоваться старым способом определения твердости смолы: если на поверхности остывшей смолы (при температуре, которая будет рабочей) ноготь большого пальца при сильном нажатии в течение 10 - 20 секунд оставит слабый след, смолу можно признать вполне пригодной. Однако это не исключает возможности повторного изготовления полировальника из смолы другого состава, если смола в работе покажет себя слишком мягкой или наоборот. Мне, удалось этого избежать, но не надо этого бояться. Полученный опыт всегда ценен, а знание свойств смолы пригодится при изготовлении параболического зеркала.
Смолу варят на медленном огне, она не должна закипеть! Затем ее необходимо профильтровать, чтобы удалить камешки и другие частицы которые могут поцарапать зеркало. Я делал это так: на электроплитке в баночке нагревал до расплавления кусочки канифоли, затем также кусочками клал битум и тщательно все перемешивал до получения однородной массы. Затем над ковшиком расстилал марлю в два слоя. Сверху выливал расплавленную смесь битума и канифоли и опять ставил на плитку. Следил за тем, чтобы смола не закипела, но была достаточно жидкой. Марлю осторожно вытаскивал, а профильтрованная смола оставалась в ковшике.
После этого расплавленную до консистенции жидкой сметаны полировочную смолу выливал в форму для полировальника. Форма готовилась аналогично отливке шлифовальника из эпоксидной смолы, зеркало также окружалось бумажным бортиком, только на его лицевую поверхность клался кружок из промокательной бумаги, а сверху еще кружок из алюминиевой фольги. Смола наливалась до краев бумажного бортика, и на ее поверхность клалось основание - металлический диск, выполнивший уже в свое время роль шаблона при круглении заготовки.
После застывания смолы бортик осторожно разрывался и полировальник с зеркалом разъединялись. Смола очень хрупка, поэтому все манипуляции с полировальником нужно выполнять осторожно. Теперь необходимо разделить поверхность полировальника на, так называемые, фасетки. Это нужно для того, чтобы каждая такая фасетка полировала поверхность независимо, а также для того, чтобы полировальник мог менять свою форму, в дальнейшем изменением этой формы мы научимся управлять.
Разделение на фасетки можно выполнить аналогично прорезанию канавок на поверхности шлифовальника ножовкой по металлу, только делать это необходимо очень осторожно и под мягкой струей теплой воды.Фасетки должны быть выполнены так же ассиметрично относительно центра полировальника. Я прорезал канавки паяльником со специальным наконечником из толстой медной проволоки.
Делал я это так, как рекомендуется в книгах Л.Л.Сикорука "Телескопы для любителей астрономии", т.е. сначала нарезал полоски бумаги по ширине будущих фасеток, затем обильно смачивал их водой и наклеивал в таком виде, с определенным зазором, сначала в одном направлении, а после "проплавления" между ними канавок - в перпендикулярном, и повторял прорезывание канавок.
По ходу дела я подправлял паяльником небольшие дефекты на поверхности смолы. Неровности канавок - подправлял горячим наконечником, ямки на поверхности фасеток заполнял, капая с наконечника расплавленной смолой. Надо признать, что изготовление полировальника - довольно кропотливая работа, так что начинающему телескопостроителю рекомендую запастись терпением!
Итак наш полировальник готов, но перед началом полировки его еще нужно отформовать.
Формовка производится так. Полировальник, подогретый в теплой воде, устанавливается на поворотном столике, и сверху мокрым зеркалом производятся штрихи как при шлифовке (характер движений при шлифовке и полировке одинаков). Желательно, чтобы перед началом формовки зеркало немного полежало на обязательно мокром (иначе прилипнет) полировальнике. Можно положить сверху небольшой груз. При этом твердые частицы, если они есть в смоле, "утонут" и не причинят зеркалу вреда.
Формовка производится, пока поверхность полировальника не станет гладкой и ровной, повторяющей форму поверхности зеркала.
* * *
Как я уже сказал, внешне полировка очень напоминает тонкую шлифовку, тот же характер движений, та же длина штриха 1/4 ... 1/3 диаметра зеркала. Так же необходимо соблюдать строжайшую чистоту и аккуратность. Полирит следует хранить в плотно закрывающейся баночке, залитым кипяченой, а еще лучше дистиллированой водой. Подмазывается полирит в еще меньших количествах. Для одно - двухчасового сеанса полировки достаточно его столько, сколько умещается на кончике кисточки. Но, так как у начинающего любителя возможен некоторый перерасход, лучше иметь некоторый запас. Во всяком случае для полировки 100 ... 150 мм зеркала хватит небольшого пузырька от лекарства.
* * *
Несмотря на то, что методика полировки многократно описана в литературе по телескопостроению, хочу обратить внимание начинающего мастера на несколько условий, которые позволят быстрее добиться успеха.
Полировка у меня заняла около 30 часов работы, фигуризация - 4 сеанса по 10 минут! Впрочем все по-порядку...